Раскрываю нюансы психологического взросления
Мы с вами продолжаем говорить о психологическом взрослении и о том, с какими ощущениями мы сталкиваемся, когда проходим этапы внутреннего взросления.
А начали мы с вами эту тему в пердыдущей статье.
Мы «забиваем» остроту внутренней боли
Когда мы еще не начали процесс психологического взросления в отношениях с мужчиной и боль попадает на эмоциональный уровень, естественно у нас есть привычный набор наших действий. Мы что-то начинаем делать, чтобы успокоить эту боль, убежать от нее. Мы говорим «убежать», но, наверное, тут будет более уместно «успокоить» - чуть-чуть пригладить, сказать: «Ну, тише, хватит метаться! Перестань ты биться об эти стены, это очень больно! Остановись, сделай глубокий вдох, успокойся». Примерно этого мы хотим, потому что боль мечется, но не может пройти сквозь барьер, занырнуть в этот безбрежный океан, найти себе какое-то скрытое от чужих глаз местечко.
Когда нам удается какими-то способами успокоить боль, нам становится спокойнее. Боль становится тише, и нам как бы становится легче. На прямом эфире на эту тему я попросила девочек написать мне, что им помогает справиться со своей болью.
«Боль помогают уменьшить мысли о том хорошем, что было между нами с мужчиной; надежды, ожидания, что он все-таки вернется. От боли отвлекает работа».
Да, это потрясающий механизм, когда мужчина сделал нам больно, а мы начинаем вспоминать хорошее с ним. Наверное, этот механизм можно назвать отрицанием: мы не фокусируемся на плохом, стараемся его забыть, и начинаем вспоминать положительные моменты. Это помогает соскочить с острой боли, снова хотеть отношений с этим человеком и ждать, когда он вернется.
Когда есть способность идти в боль на чувственном уровне, конечно же мы не ждем мужчину. Нам больно! Испытывая боль, невозможно ждать человека, который причиняет нам эту боль.
От боли отвлекает работа – это переключение. Когда женщина расстается с мужчиной, часто так бывает, что она весь свой ресурс направляет в работу. В этот момент она может достичь очень многого в карьере.
Меня часто спрашивают: «Это защита? Убегание от боли?» По-разному бывает. Если вы полностью закрыты для проживания каких-то чувств, связанных с отношениями или их потерей, когда вся ваша ментальность и эмоциональность включены в работу – да, это защиты, вы переключились.
А когда фоном идет грусть, сожаление, еще какие-то определенные чувства. И вы понимаете, когда вам грустно, одиноко. Но при этом вы продолжаете жить, вы работаете, и направляете свой ресурс, пусть и не такой сильный, как если бы не было переживаний.
Это говорит о том, что в вас есть взрослая часть. И ваша взрослая сторона начинает что-то делать в жизни. В этом случае это не защита, это вообще нормально.
А 100%-е переключение на работу бывает тогда, когда боль сильна и нет внутреннего ресурса его прожить. Или вы сейчас внутренне совершенно не готовы проживать и переваривать эту боль. Тогда психика переключает вас на работу – это помогает вам на время, чуть-чуть успокоить боль.
Пройдет время, и вы все равно через какое-то время начнете проживать те чувства, которые связаны с этим моментом.
«Какие-то повседневные обязанности. А из-за потребности в любви сразу же хочется нырнуть в отношения с кем-нибудь еще. И не важно с кем, главное – чтобы кто-то был рядом и закрыл эту дыру, боль в душе»
Это тоже такой механизм проживания боли. По-настоящему прожить боль действительно очень сложно. И отсутствие внутреннего ресурса для этих процессов – одно из препятствий. Поэтому, во-первых, нам нужно укреплять «Я», чтобы оно было в ресурсе проживать все эти сильнейшие чувства. Во-вторых, нужно работать с защитами, чтобы они потихоньку раздвигались и боль проникала внутрь. Вся внутренняя работа из этого и состоит.
Вам хочется кому-то написать, позвонить, когда вам больно. Я рекомендую хотя бы на минутку отсрочить эти действия. На программах я рекомендую побыть минуту в этом чувстве, но для вас, без внутреннего ресурса выдержать эту минуту, будет мало эффекта. В эту минуту проживание не будет наступать, вам будет становиться еще больнее, и эта минута будет пыткой.
Поэтому пока следуйте себе, на вашем уровне избавиться от этого защитного механизма будет сложно. За этим пока нужно начать наблюдать: что вы делаете, чтобы убежать от боли? И когда начинаете бежать, в этот момент скажите себе: «А что будет со мной, если я сейчас этого делать не буду? Если я минуту этого делать не буду? А смогу 5 минут этого не делать?»
То есть нужно определить, какое время для вас переживаемое, и побыть в этом чувстве, не убегая, ничего не делая. Потихонечку раз за разом вот такие воздействия все-таки приведут к раскачиванию внутренних защит. И вы протолкнете эту боль на чувственный уровень, про который я говорю.
Какие еще у нас существуют защиты: «избегание, замирание, закрываюсь от всех и мира, ухожу в себя и надолго, капсулируюсь»…
Если ваш вариант убегания от боли такой, видимо, взаимодействие с другими людьми продолжает причинять боль. Вы отодвигаетесь ото всех, от источника боли, закрываетесь в себе, и это помогает как-то справиться.
«Начинаю болеть»
Вы знаете, болезнь – это не защита от боли, это проживание боли на телесном уровне. У вас происходят какие-то психоэмоциональные процессы. Из-за того, что у вас есть зашиты – а из-за них вы не можете проживать боль на чувственном уровне – эта боль начинает пробивать тело. Она ищет выход через телесность, потому что в душе закрыто, и боль мечется, находит слабое место в теле и выходит в форме болезни.
Здесь единственный вариант – работать с защитами, чтобы была возможность боль вывести из тела к душе. Хотя, я вам хочу сказать, даже при длительной терапии у обладателей очень мощных защит через определенное время (1,5-2 года) психосоматика расцветает бурным цветом. У кого-то отек квинке, хотя отека с медицинской точки зрения нет; у другого рассеянные склерозы, и так далее. То есть тело начинает очень сильно включаться, боль поднялась в результате терапии и начала вибрировать. Но защиты держат боль и эти чувства пробивают тело. Здесь нужно терпение – пережить эти телесные проявления, ведь потом через тело чувства приходят на чувственный уровень. А там уже приходит проживание, после чего происходят глубокие изменения в структуре «Я».
«Алкоголь. Знаю, что плохо и не знаю, как это изменить».
Вы знаете, в этом случае алкоголь имеет как бы двойное действие. С одной стороны, это анестезия – правда не всегда. Но я склонна больше думать, что алкоголь – это продолжение удовлетворения наших потребностей и желаний. Вы были в отношениях с мужчиной, у вас были моменты слияния с ним, что-то происходит, и эта атмосфера слияния нарушается. В этот момент нарушается и потребность в присутствии другого человека. Скажем так, объектом, с которым женщина может зайти в историю слияния, становится алкоголь. Иногда это еда. Это защита с одной стороны, но с другой –продолжение потребности, которую мы хотим удовлетворить через мужчину.
Конечно, после всего выше рассказанного вы можете испугаться и не захотеть проживать боль, психологически взрослеть. Но об этом мы поговорим в другой раз.
- Девчонки, я напоминаю вам, что в сентябре будет выездной тренинг «Будь собой», в Абхазию.
- Многие наши проблемы появляются из-за недостаточной любви к себе. Возникает этот дефицит из-за того, что в детстве ребёнку не хватило материнской любви. Негде и не с кем было учиться любить себя.
- Пришло время восполнить этот пробел! Давайте проведем недельный отпуск с пользой - отдохнем телом и начнем открывать путь к своей душе, к любви к себе!
Всегда рада помочь вам стать счастливее!
С любовью,
Ирина Гаврилова-Демпси
Подписывайтесь на меня и вы попадёте в трансформационное пространство, где начнут происходить ваши внутренние изменения.
Со мной вы обретёте себя!